Email: abyxno@gmail.com

Маркетинговая упаковка бизнеса для продвижения на конкурентных рынках


Главная » Блог » «На каком основании убрали „Уважаемый“?» (Email: разборки с юристом)

«На каком основании убрали „Уважаемый“?» (Email: разборки с юристом)

Маленький, но характерный эпизод. Правил текст от юристов — массовая (!) рассылка на должников по ипотеке. Стандартное письмо для юристов: максимум официоза и воды. При редактуре удалил начало «Уважаемый». И получаю претензию — на каком основании, покажите документ, которым регламентировано, что банк так не пишет.

Самое интересное, что юрист приводит аргумент: «Если мы сейчас спросим юр.департамент, то они согласятся, что „Уважаемый“ нужно, я даже в переписках с коллегами так пишу».

Двайте проверим. Вы работаете в большой компании. Получаете письмо от сотрудника, которого не знаете: «Уважаемый Александр Сергеевич!».

Никто не анализирует такие вещи, но рассмотрим фразу под микроскопом. Коллега (хотя, какой это коллега — просто сотрудник) вас не знает. За что ему вас уважать? Не за что. Это не вопрос морали, всё нормально и естественно. Уважать ему вас не за что, но он пишет «Уважаемый Александр Сергеевич!».

  • Вывод если грубо: он врёт. Вы это понимаете. Он тоже.
  • Вывод помягче: человек пишет так по привычке. Он даже не замечает таких оборотов.

О! В это я верю. Так и есть.

  • Он: пишет по привычке и не замечает.
  • Мы: читаем по привычке, не замечаем — и не верим в это «уважение».

Зачем же писать то, на что не обращают внимания и чему заведомо не верят? Просто штамп, искусственно растягивающий текст и добавляющий ему официоза.

Учтём, что речь про переписку человека с человеком. Моя же ситуация усугублялась тем, что это массовая рассылка, в которой и обращению по имени не очень-то верят. Что уж говорить за «Уважаемый».

Не нужно. Удаляйте официоз, который не решает никаких функциональных задач.

Исключения бывают. Например, если коммуникация проходит в очень консервативной среде. Тогда мы несём репутационные риски, если не соблюдём формальные правила приличия. Пример:

Вы хотите в коммуникациях уйти от отчеств и обращаться к клиенту только по имени. Провели исследование и точно знаете, что сами клиенты этого хотят. Но для VIP-клиентов независимо от возраста оставляете обращение по имени-отчеству, потому что тут так привыкли и есть риск получить претензии в неуважении.

Совет: в таких ситуациях лучше созваниваться и «идти» по тексту, а не общаться через комментарии в Гугл Документе.

P.S. Убеждён, что если у юриста есть самоирония и желание сотрудничать с редактором, то можно даже договоры сделать удобными, чтобы обычный человек не читал по три раза абзац, пытаясь разобраться, о чём тут вообще.

P.S.1 Проверил ещё раз исходник — в первой версии было «Уважаемый (-ая)». Без комментариев. Биг дата, персонализация, все дела, но кто-то до сих пор считает, что (-ая) и (-ый) это нормально. 2021 год заканчивается.


For your BUSINESS:


Обновления блога:

«Что писать в тексте ошибок (антипример BlaBlaCar)
Одной правкой: как сделать текст удобным
Туманный пуш о возврате денег
Логика в копирайтинге речевого модуля (пример)
Удаляем «В связи с...» — привычное, но невежливое начало текста
«Цена в директ» — история про нерабочий скрипт в личке Инстаграм
Маркетинговая рассылка:

о продвижении бизнеса на конкурентных рынках:


При использовании материалов активная гиперссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! Все права на материалы защищены.

© 2013 Маркетинговая упаковка бизнеса для продвижения на конкурентных рынках. Александр Быхно